БАНКРОТСТВО ПЕРЕВОЗЧИКА

По данным "Интерфакс", по состоянию на конец первого полугодия 2017 года, не более 3% всех компаний-банкротов, находящихся в конкурсном производстве (т.е. в судебной ликвидации) - приходится на предприятия транспортно-логистической отрасли.

Скорее всего это связано с тем, что с начала финансовых санкций в 2014 году перевозчики первыми оказались в банкротной ситуации и значительное их число уже прошло банкротство. Кроме того, зачастую это м.б. связано с тем, что конкурсное производство у кеомпаний-перевозчиков - зачастую просто невыгодно вводить.

закон о несостоятельности      В связи с особенностями льгот по налогообложению (возможность применения вмененного налога при упрощенной системе налогообложения при наличии собственного автотранспорта в количестве до 10 машин на одно юридическое лицо) - банкротства транспортных компаний зачастую проходят при наличии имущества, в том числе - взятого в лизинг.

      И банкротство перевозчика - один из немногих видов банкротства, в которых бывает обоснованно выгодно применять процедуру внешнего управления, реже - финансового оздоровления.

      ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ - процедура банкротства, в которой под судебной защитой полностью прекращаются истребования всех старых долгов компании, появившихся до ее банкротства, но компания продолжает работать, получать доход, оплачивать текущие долги (например, лизинговые платежи, покупать запчасти, горючее, производить ремонт, платить зарплату и т.п.) в течение до 3-х лет.

     При наличии у предприятия-банкрота имущества, взятого в лизинг, - необходимо учитывать, что лизинговой компании в банкротствеее должника крайне невыгодно изымать предмет лизинга из "чужого владения", так как после такого изъятия она будет вынуждена вернуть авансовый платеж и полученную от должника выкупную стоимость лизингового имущества.

      Зачет сумм авансового платежа и выкупной стоимости лизингового имущества в счет долгов по не выкупленной части имущества, процентов или пеней - в банкротстве должника не допускается, либо подлежит ретроспективной отмене как и другие отменяемые сделки должника, произведенные им как преимущественное погашение долгов одних кредиторов перед другими.

      При внешнем управлении старое руководство должника отстраняется судом и предприятие-банкрот возглавляет арбитражный управляющий (должность арбитражного управляющего во внешнем управлении называется "внешний управляющий"). Общепринята практика, когда внешний управляющий не руководит сам предприятием-банкротом, а заключает ряд договоров услуг по сдаче транспортного парка в аренду и т.п., то есть перекладывает всю текущую деятельность должника на других исполнителей с таким расчетом, чтобы должнику хватало денег на оплату текущей деятельности и выкуп залогового имущества.

      Значительно реже, чем внешнее управление - может применяться процедура финансового оздоровления, в которой руководить предприятием продолжает старый директор транспортной компании. Но по ряду причин - это значительно менее выгодно, чем внешнее управление.

      Как правило, при хорошем сопровождении банкротства, завершается внешнее управление через мировое соглашение с кредиторами со списанием большей части их долгов.

      Мировое соглашение, заключаемое в банкротстве имеет ряд существенных отличий от мирового соглашения в общегражданской практики. И в первую очередь - это то, что мировое соглашение в банкротстве заключается фактически только с согласия мажоритарных кредиторов, без согласования с остальными участниками процедуры банкротства.

      В случае достижения согласия с мажоритарным кредитором - внешнее управление транспортной компании выгодно завершать через мировое соглашение со списанием значительной части долгов (в том числе - и основного долга и процентов и штрафов по нему).

      В случае, если согласия с мажоритарным кредитором достичь не удалось и цели внешнего управления не достигнуты - тогда имущество банкрота реализуется на открытых торгах согласно действующему законодательству о банкротстве.

      Будем рады сотрудничеству с Вами.