БАНКРОТСТВО СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

По данным "Интерфакс", по состоянию на конец первого полугодия 2017 года, 7% всех компаний-банкротов приходится на сельское хозяйство.

банкротство сельского хозяйства      В 18 веке британский аристократ Уильям Питт Амхерст остроумно заметил, что самым надежным способом разориться является сельское хозяйство. Смех смехом, а статистика показывает, что не менее 70 процентов сельхозпредприятий в нашей стране до введения санкций в 2014 году находились на грани банкротства.

      Применимые в российском законодательстве понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей и кооперативов (ст.1 ФЗ № 193 от 08.12.95 г. "О сельскохозяйственной кооперации", ст.3 ФЗ № 264 от 29.12.06 г. "О развитии сельского хозяйства") имеют разное содержание и приспособлены для их использования в этих формах для целей определенного специального законодательства.

      Таким же специальным статусом, необходимым в процедурах несостоятельности, обладает и понятие сельскохозяйственной организации, наведенное в ст.177 ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности).

      Как показывает уже сформировавшаяся судебная практика, относительно должника могут быть применены процедуры банкротства, регламентированные § 3 Главы IX ФЗ-127 (определяющей особенности банкротства сельскохозяйственных организаций), только в случае наличия у него в совокупности всех характеристик с/х организации, предусмотренных законом:
      - статус юрлица;
      - цели создания и деятельности – изготовление, выпуск и переработка товаров сельскохозяйственной направленности;
      - размер выручки, полученной в результате реализации (изготовления/переработки и последующей реализации) с/х товаров (продукции), должен быть не менее половины (50%) общей суммы вырученных средств.

      В случае отсутствия у предприятия хотя бы одного из выше приведенных признаков, суд посчитает это основанием для применения общих положений о банкротстве.

      Нормы § 3 Главы IX ФЗ-127 распространяются и на рыболовецкие артели (колхозы) при наличии данных о том, что размер получаемых в результате их деятельности средств (за продажу изготовленных/переработанных с/х товаров и уловов) равен или превышает 70% их общей прибыли.

структура доходов сельского хозяйства      С учетом государственной поддержки сельского хозяйства и существенного увеличения спроса на продукцию, аналитики считают, что риск банкротства сельхозпредприятия в настоящее время находится на достаточно низком уровне - не более 9%.

      По сложившейся практике, банкротство сельхозпредприятий выгодно в основном для целей укрупнения / слияния нескольких сельхозпредприятий в одно с прощением их старых долгов - так как покупка основных фондов и земель сельхозназначения сельскохозяйственного предприятия в банкротстве разрешено только другому сельхозпредприятию, причем преимуществом обладает предприятие, имеющее общие границы используемых земель.

      Критерии несостоятельности, наличие которых дает суду основания констатировать банкротство сельхозорганизации, несколько отличны от общих банкротных признаков, и согласно ст.177 ФЗ-127 признаками банкротства сельхозпредприятия являются:
      - просроченная задолженность перед кредиторами не менее трех месяцев;
      - совокупная сумма долгов должна равняться или превышать 500 тыс. рублей.

      Для восстановления финансового состояния сельхозпредприятий был принят Закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (83-ФЗ от 09.07.02 г.)позволяющий применять реструктуризацию долгов ез проведения банкротства.

      Банкротство сельхозпредприятий и его особенности прописаны в ст.179 Закона о несостоятельности:, в том числе:
      - установлена обязанность управляющего выставить на торги предприятие в целом, а если таковое не продано – выставить единым лотом производственно-технологический комплекс сельхозорганизации (порядок продажи в этих случаях регулируется п.п.4-19 ст.110 ФЗ-127, а оценивания –ст.130);
      - если выше названным способом предприятие (комплекс) не реализовано, его продажа проходит в порядке и на условиях, определенных в ст.111 и п.4 т.139 Закона;
      - приоритет на приобретение имущества банкрота (сельхозпредприятия) будут иметь с/х субъекты, осуществляющие деятельность на участках, непосредственно прилегающих к земле должника; если таковых нет – приоритет на покупку имущества с/х назначения, принадлежащего банкроту, отдается сельхозпроизводителям из той же местности;
      - арбитражный управляющий, с целью обеспечить приоритетные права на приобретение имущества банкрота – сельхозорганизации, обязан проинформировать выше перечисленных лиц о такой продаже и опубликовать сведения об этом в местном печатном издании (с указанием стартовой цены на предприятие/имущество);
      - реализация приоритетному покупателю осуществляется по цене, сформировавшейся в ходе торгов (в случае поступления нескольких заявок от таких покупателей – имущество/предприятие по той же цене продается тому, кто первый подал заявку управляющему);
      - если приоритетные покупатели в течение месяца не подали заявок с намерением пробрести имущество (имущественные права) банкрота, реализация такового проводится на общих условиях, в предусмотренном ФЗ-127 порядке.

      Стадии банкротства сельхозпредприятий и их особенности

      В целом процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий схожа с признанием финансовой несостоятельности любого другого предприятия. Однако здесь существует ряд особенностей, вызванных спецификой сельскохозяйственной бизнес-структуры:
      использование в бизнесе земельных участков сельскохозяйственного назначения
      специфическое имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности сельхозпредприятия
      сезонный характер бизнеса

      Таким образом, уже известные стадии процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление – проводятся по определенным правилам, учитывающим данные особенности.

      Так, процесс наблюдения и анализ финансового положения юридического лица, занятого в сельскохозяйственном бизнесе, протекает с учетом сезонности предприятия и природно-климатических условий его функционирования. Например, в отличие от наблюдения при банкротстве другого предприятия, в случае с сельскохозяйственной организацией кредиторы могут отсрочить предъявление требований по задолженности, как говорится, «до ближайшего урожая», когда, получив очередную сезонную прибыль, предприятие будет в состоянии погасить накопившийся долг.

      Аналогичная ситуация складывается и с финансовым оздоровлением, вводимым на срок до завершения сельскохозяйственных работ и реализации продукции. При этом срок может быть продлен, если установлено, что в ходе оздоровления наблюдались ухудшения в бизнесе сельхозорганизации, связанные с природными форсмажорами (ураганы, наводнения и т. п.), эпизоотиями (инфекционные болезни домашнего скота, носящие характер эпидемии) и другими внешними обстоятельствами.

      Внешнее управление при банкротстве сельскохозяйственных предприятий принято вводить до завершения сельхозработ. При этом также учитывается время, требуемое для извлечения денежной прибыли путем реализации продукции. При возникновении природных форсмажоров, влияющих на финансовое состояние предприятия, срок действия внешнего управления могут продлить еще на один год.

      Также существенные отличия обнаруживаются и при введении конкурсного производства. Например, при конкурсной реализации недвижимого имущества, приобретенного на доходы от коммерческой деятельности сельхозпредприятия, преимуществом на его приобретение пользуется администрация района, в котором находится данное предприятие, а также другие сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства. Что же касается перехода или отчуждения участков земли, принадлежащих сельхозпредприятию, данный порядок регулируется земельным законодательством.

      Конкурсные торги имущества сельхозпредприятия могут проводиться до семи раз.

     

      Будем рады сотрудничеству с Вами.